Экономическое воспитание дошкольников

Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно несовместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы  так привлекают малышей.

Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого – дешево», «честно – нечестно».

В доступной форме изъяснить основы экономики и дать ответы на эти, отнюдь непростые, вопросы Вам поможет полезный материал данной статьи.

1. Познавательные беседы с ребенком

Про деньги, про вещи, про цены, траты, про рекламу, про магазины, про банки , кредитки и счета.

– Что такое деньги? Что нельзя сделать без денег? Что нельзя купить на деньги?

– Что такое ценность вещей? Что такое реклама и зачем она нужна? Виды магазинов? Где можно хранить деньги? Накопительные вклады.

Проблемные вопросы для обсуждения: бывают ли деньги добрыми; что иметь лучше сто рублей или сто друзей; сколько стоит мамина забота; у кого деньги всегда есть: у богатого или у экономного

2. Дидактические и обучающие игры по экономическому развитию дошкольников

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

«Различие в потребностях»

Цель: дать ребенку представление о потребностях; показать различие между мужскими и женскими потребностями.

3. Перечень сказок с экономическим содержанием

Сказки, отражающие труд людей: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь».

Сказки о потребностях и возможностях: народные сказки «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Сказки о бартере: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Сказки о деньгах: «Муха-цокотуха», «Огниво».

Сказки о рекламе: «Лиса и козел», «Новое платье короля», «Кот в сапогах», «Как старик корову продавал».

Постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.