Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения. Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике. Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? Ответы вы найдете в нашей статье.
Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.
Игры для малышей
«Если нравится тебе, то делай так»
Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево-право интересно выполнять под известную песенку «Если нравится тебе, то делай так…». Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх – вниз, в стороны, поочередно влево – вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.
Игры с мячом
Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх – вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.
Игрушки-помощники
Широко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: «Машина поехала влево, а мячик покатился вправо», «Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую», «Какой игрушки не стало с правой стороны?».
Упражнения для детей среднего дошкольного возраста
Сюжетные игры
«День рождения куклы», в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки, справа ‒ куклы.
«Наш мишка заболел», под левую лапку поставим градусник, в правую ‒ дадим ложку с медом.
Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.
Игры в прятки
Прятки ‒ любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок выходит за дверь, а взрослый прячет игрушку. Потом «прокладывается» путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: «три шага вперед, шаг ‒ влево, прямо два шага, шаг вправо и т.д.». Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
Подвижные игры
«Мяч в корзину» (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого ‒ в правую);
«Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные ‒ правой)».
Задания для детей старшего дошкольного возраста
«Графический диктант»
Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т.д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета)». Потом изображение можно раскрасить..
Настольные игры
Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.
Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.
Словесные игры
«Скажи наоборот: вверх-…, влево-…, север-…» (как вариант проводится игра с мячом).
«Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственног
В методике развития пространственног