Сперва давайте разберёмся в том, почему вообще дети могут баловаться, бегать, не слушать и не слушаться на уроке?
Потому что им неинтересно, а раз так, то своё внимание они быстро переключают на более занимательные вещи. Например, бег. Причём у малышей 2-3 лет способность удерживать внимание гораздо ниже, чем у детей 4-5 летнего возраста.
Получается, для того, чтобы решить проблему дисциплины, нужно решить вопрос переключения внимания и вопрос интереса. Как?
1. Быстрая смена деятельности
Даже если Вы играете в какую-либо, на Ваш взгляд, интересую игру, а дети потерялись и начали заниматься своими делами, то, не заканчивая игру, необходимо быстро переключиться на:
– другую песню;
– другую игру;
– разминку без слов.
Для того, чтобы это делать быстро, педагог должен очень хорошо ориентироваться в материале или, если это начинающий педагог, иметь в запасе 4-5 дежурных разминок и песен, выученных наизусть, чтобы иметь возможность быстро сменять вид деятельности, проводимой с детьми.
2. Смена дислокации
Дети стали баловаться?
– Попросите их развернуть стулья на 180 градусов. Перед глазами другая картинка – дети переключились, внимание снова на карточках и на Вас.
– Пересядьте из одного угла комнаты в другой.
– Переместитесь на ковёр.
3. Обратитесь к тому, кто не с Вами
Реакция должна быть мгновенной. Вы должны не только вести занятие, ориентироваться в материале и смотреть абсолютно всем детям в глаза одновременно, но и иметь возможность при первой попытке отвлечься пресечь нарушителя и включить его обратно в занятие.
– Задайте ему сразу же какой-нибудь вопрос: как зовут, как дела и т.д.
– Дайте картинку, если начинаете игру.
– Переключите его интерес с того, что он себе придумал, на себя и на Вашу игру.
4. Самых активных забияк ставьте в центр
Детей, которые больше всех отвлекаются, всегда ставьте первыми водить в игре, просите помогать Вам собирать карточки или переставить стулья.
5. Голос
– Ни в коем случае нельзя кричать.
– Меняйте тон со спокойного на строгий.
– Резко переходите на шёпот.
Дети очень хорошо ловят интонации и реагируют на них.