Задержка развития души

В современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка: кажется, ты уже ничему его не можешь научить, такой он бывалый, многоопытный, знающий. А чуть копнешь – и такая незрелость обнаружится, что впору ставить диагноз «задержка психического развития».

Татьяна Шишова и Ирина Медведева, соучредители Фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка, всегда приводят в пример четырнадцатилетнего мальчика, которого мама привела на психологическую консультацию с жалобами на прогулы, хамство, запредельное своеволие и, как это обычно бывает, на запредельную безответственность.

Ясно, что такому взрослому парню нелепо предлагать детские игровые тесты. Но сразу вступать с ним в задушевную беседу было уж и вовсе бесперспективно. Поэтому психологи для начала попросили его письменно перечислить качества хорошего и плохого человека. Задание, в общем-то, простое, но…

Результат ошеломил. Мало того, что парень с трудом вспомнил по три эпитета, так еще и выбор качеств говорил сам за себя:

▶Хороший – красивый, добрый, умный.
▶Плохой – некрасивый, злой, глупый.

А ведь ребенок уже в пять лет понимает, что:

✅красивый – не обязательной хороший;
✅некрасивый – совсем не всегда бывает плохим.

Отсюда и безответственное поведение, которое так пугало мать. Какая там ответственность у малыша-дошкольника?!

Кстати о дошкольниках. В последнее время всё чаще встречаются подобные примеры и среди них. Они снисходительно, а то и с презрением смотрят на добрых кукол и другие детские игрушки. Мультики типа «Простоквашино» или «Кот Леопольд» для них – малышовое развлечение. То ли дело боевики, фильмы ужасов… А как хвастаются эти шестилетние «Лолиты» и «Трансформеры» тем, что сегодня принято называть «качеством жизни», фиксация на чем маленьким детям несвойственна просто по их природе! На что всегда сетовали матери мальчишек (да нередко и девчонок)?

«Я ему такой дорогой костюмчик надела – и тут же изгваздал!»

Или:

«В новых итальянских туфлях – и прямо в лужу! Совершенно не умеет ценить хорошие вещи!»

А ребятня действительно раньше не ценила и не знала критериев оценки дорогих вещей. Максимум, на что обращалось внимание, красивый ли цвет. А красивым, как правило, считался яркий. И колечко из фольги восхищало дошкольницу ничуть не меньше, чем настоящее, из «драгметалла».

Дети зачастую не владеют элементарными нравственными понятиями, без которых невозможно становление человеческой личности. В их душе бурлит почти младенческий хаос. Они не умеют организовать сюжетно-ролевую игру, между тем, именно в подобных играх дети лучше всего осваивают мир и нюансы человеческих отношений! Им невозможно объяснить, почему надо делиться с другими детьми сладостями и почему не надо мстить. Но практические познания такого ребенка (умен не по годам!) настолько восхищают взрослых, что обратную сторону медали они будто и не видят…